Gregory (ex_ex_ex_gr) wrote in tubesound_ru,
Gregory
ex_ex_ex_gr
tubesound_ru

Category:

А вот ещё разумное, доброе, вечное.

Я вас ещё не задолбал, любезнейшие коллеги? :)
На этот раз предлагаю Вашему вниманию схему усилителя, который и поныне трудится, и надо сказать, после некоторого косметического ремонта, который я проводил лет 10 назад, трудится вполне себе почётно. Не хай-енд, конечно, но вполне себе классический советский хай-фай середины прошлого века. Однако ряд деталей схемы вызывают пристальное внимание - она не так проста, как кажется на первый взгляд.

Это усилитель мощности флагмана советской радиопромышленности тех лет - радиолы Simfonija-003 Stereo и часть блока питания, отвечающая за его работу. На первый взгляд - это совершенно классический усилитель Вильямсона. Что же в этой схеме интересного? Во-первых - это чудовищный номинал анодной нагрузки каскада, стоящего перед фазоинвертором. Разработчикам удалось выжать коэффициент усиления почти 100 из каскада на резисторах. Это безусловно отразилось на линейности, но позволило получить на выходе фазоинвертора максимальный размах напряжения 50В. Учитывая, что следующий за этим каскадом фазоинвертор с расщеплённой нагрузкой не способен усиливать сигнал, это было необходимо, так как высокая чувствительность УМЗЧ позволила подключить на вход пассивный регулятор тембра с достаточно глубокими пределами регулировки (± 20дБ) и пассивный же тонкомпенсированный регулятор громкости и охватить весь усилитель достаточно глубокой общей ООС. При реставрации радиолы я уменьшил номинал анодной нагрузки первого каскада до 120к, немного подняв усиление в предварительном усилителе, применив другие номиналы регулировочных элементов (всё равно их надо было менять) и уменьшив катодный резистор в драйвере с 2.7к до 1.5к. Глубину ООС так же пришлось уменьшить.
Следующий за драйвером каскад фазоинвертора так же содержит определённую загадку. Обычно в фазоинверторах с расщеплённой нагрузкой сопротивления в аноде и в катоде выбирают одинаковыми и равными половине расчётной анодной нагрузки для выбранного режима лампы. В данном случае резистор в катоде в 1.5 раза больше резистора в аноде. Странно, не правда ли? Однако моделирование драйвера и фазоинвертора в PSpice дало потрясающий результат: при чуть большем, чем при равных номиналах резисторов разбалансе парафазных напряжений выходные импедансы верхнего и нижнего плеч существенно более симметричны и в гораздо более широком диапазоне частот, чем, скажем, заложенные мной при проектировании усилителя Nostalgia! Видимо, разработчики пришли к этому выводу эмпирическим путём, пытаясь улучшить повторяемость схемы в условиях промышленного производства. Поразительно, не правда ли?
Выходной каскад так же имеет особенности. В частности, выводы экранных сеток выходных тетродов подключены к ультралинейным отводам трансформаторов непосредственно, без балластных резисторов. Это потребовало применения довольно приличных номиналов гасящих резисторов сеточного тока. При реставрации усилителя я уменьшил их номиналы до 1кОм и соединил экранные сетки с отводами выходного трансформатора через резисторы сопротивлением 180Ом, одновременно увеличив резистор в цепи автосмещения так же до 180Ом. Шунтирующий конденсатор тоже увеличил до 47мкФ.
В результате переделок вместо паспортных 4Вт усилитель отдал честные 6.5, звук стал более ровным, уменьшилась характерная для усилителей Вильямсона зернистость. Звучание его, конечно, хорошим назвать сложно, но при использовании штатных АС, в которых я в процессе реставрации переделал разделительные фильтры, оно далеко не отвратительно, а на амбиентных уровнях громкости - так и вообще вполне ничего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments